body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.2)

 
Попытаемся представить себе, как работает регули-
ровочная система. Например, ритм ходьбы матери, запечатленный в мои у
ребенка еще при внутриутробной жизни, ритм, к которому он так привык за
9 месяцев, появляется вновь - теперь, когда он находится в этой своеоб-
разной "наружной утробе", что действует на малыша успокаивающе. И сер-
дечный ритм матери, такой знакомый и четкий, всякий раз, когда ребенок
прислонится ухом к материнской груди, вызывает в нем воспоминания о зву-
ках утробы. Другим биологическим регулятором является дыхание матери,
которое ребенок ощущает, когда ею носят вплотную - грудь к груди, живот
к животу. Можно смело утверждать, что отрегулированные ритмы взрослых
помогают стабилизироваться несбалансированным ритмам ребенка.
С другой стороны, близость матери стимулирует выработку у ребенка
гормонов, регулирующих деятельность выделительной и нервной систем. Исс-
ледователям удалось доказать, что длительный тесный контакт матери с ре-
бенком, когда она носит его на себе, способствует быстрейшему становле-
нию у ребенка суточных биоритмов, выработке гормонов, ответственных за
ночной сон и бодрствование днем.
Голос матери, который ребенок все время слышит, находясь в лоскутном
держателе, способствует развитию координации его движений. В 1994 г.
анализ движений ребенка, с которым разговаривала мать, позволил устано-
вить, что они абсолютно синхронны с изменениями ее интонаций, но не за-
висят от голоса чужого человека. А ритмические движения матери помогают
лучшей скоординированности обычно хаотичных и неуправляемых движений но-
ворожденных.
Положительно сказывается такой способ ношения и на вестибулярном ап-
парате ребенка. Эти центры, находящиеся у человека за ушами, помогают
сохранять равновесие. Например, если вы слишком сильно наклонились в од-
ну сторону, вестибулярный аппарат просигнализирует вам, что необходимо
податься в другую, чтобы не упасть. Этот аппарат подобен гироскопу с 3
уровнями. Один из них: вправо-влево, другой: вверх-вниз, третий: впе-
ред-назад. И все эти уровни работают синхронно, обеспечивая равновесие
тела. Когда ребенка несут, он перемешается по всем трем направлениям.
Каждый раз, когда малыш куда-либо смещается, сигнал в виде нервных им-
пульсов передается мышцам тела ребенка для сохранения равновесия. Перед
появлением на свет ребенок обладает очень развитым вестибулярным аппара-
том, так как в утробе плод находится почт все время в движении. Если вы
постоянно носите ребенка на себе, это не позволяет ему "забыть" приобре-
тенные навыки и постоянно тренирует чувство равновесия.
Что может произойти, если ребенок лишен всех преимуществ тесного кон-
такта с матерью, все время лежит пластом в колыбели и его берут только,
чтобы покормить и перепеленать, а затем он снова разлучен с матерью? У
ребенка есть унаследованное стремление к организации, адаптации к новым
условиям. Но если всю эту работу переложить на него одного, лишить его
частого контакта с матерью, он может стать беспокойным, появляются бес-
порядочные движения конечностей, подергивания, неуклюжие и нервные соса-
тельные движения при кормлении, прерывистое дыхание, нарушение сна. Ре-
бенок, которого вынуждают к самоорганизации раньше срока, тратит много
сил на самоуспокоение - ту энергию, которую мог бы использовать для рос-
та и развития.
Беспокойство и расстройства в поведении - это плохие симптомы, ре-
зультат потери координирующего воздействия близости с матерью.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz