body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 

Инициатива малыша. Если ребенок сам проявляет интерес к какому-то
предмету, у вас появляется возможность сделать еще один шаг вперед в
развитии его речевых навыков. Например, если он заинтересовался кошкой,
скажите ему: "Это киса!" В этом случае срабатывает хорошо известный
принцип: изучение того, что вызвало интерес ребенка, ведет к лучшему за-
поминанию. Другой пример. Малыш чихнул - скажите ему: "Будь здоров!"
После нескольких повторов этой ситуации ребенок, чихнув, будет поворачи-
ваться к вам, ожидая знакомого: "Будь здоров!"
"Эхо". Другой способ поощрить развитие речи малыша - откликаться, как
эхо, на издаваемые им звуки. Ваша имитация подскажет малышу, что вы слу-
шаете его, а значит, проявляете интерес и к нему самому.
Разговор по очереди. Диалог предполагает особый ритм: за словами сле-
дует пауза для ответа (говорить и слушать). В разговорах с ребенком дай-
те ему почувствовать, что умение слушать очень важно для общения. В мо-
мент, когда ребенок внимательно слушает вас и молчит, он наиболее восп-
риимчив к обучению языку. Активное участие родителей в освоении ребенком
языковых навыков поможет вам лучше общаться. Эти уроки ценны не только
для малыша, но они многому научат и вас.
Игра в "гляделки". Малыш поворачивает голову в вашу сторону, улыбает-
ся, издает какие-то звуки - этими знаками он привлекает ваше внимание.
Общаться с ним вы можете не только с помощью слов, но и взглядами ("гла-
за в глаза"). Взрослые редко подолгу смотрят в глаза друг другу, за иск-
лючением тех случаев, когда влюблены. Родители и дети могут пребывать в
таком состоянии довольно длительное время. В моей практике были случаи,
когда малыши не отрывали взгляда от своих родителей до 30 секунд. Они
практически всегда выходят победителями игры в "гляделки", поскольку мо-
гут гораздо дольше удерживать сфокусированный неморгающий взгляд.
Призыв к общению
Способность разными сигналами привлечь внимание родителей к своим за-
нятиям или для удовлетворения собственных потребностей - один из наибо-
лее значительных навыков общения в возрасте от 4 до 6 месяцев.
Из дневника Марты: "Когда Мэтью хочет, чтобы его взяли на руки и по-
кормили, он подает первый сигнал - поеживается. Потом начинает издавать
особые звуки ("а-а-а-а-а"), перемежающиеся короткими вздохами и выдоха-
ми, и поворачивается к моей груди.
Однажды Мэтью капризничал у меня на руках, и я никак не могла его ус-
покоить. Он смотрел в сторону своего детского креслица и тянулся к нему.
Когда я сообразила, чего он хочет, и предоставила в его распоряжение
этот вращающийся стульчик, мир был восстановлен".
Язык жестов
На этом этапе развития появляется еще один существенный элемент -
язык жестов. Пока эти движения малыша почти неуловимы, например наклон
головы в сторону желаемого предмета или поворот всем туловищем в кроват-
ке, когда вы проходите мимо. Потом эти жесты станут гораздо более выра-
зительными. Чем лучше вы будете понимать их и отвечать, тем быстрее ре-
бенок освоит этот язык. Уверенность в том, что его понимают, - могущест-
веннейший фактор самооценки малыша.
Ну я как насчет баловства?
"Не слишком ли я потакаю малышу?" - спросите вы однажды сами себя.
Давным-давно представители старой и весьма ошибочной школы воспитания
детей утверждали, что чрезмерная отзывчивость родителей на запросы мла-
денцев портит их, дети становятся капризными, зависимыми и надоедливами.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz