body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 
Эндоморфы (низкие, с грушеобразным туловищем) в проти-
воположность эктоморфам по весу превышают средний уровень, а по росту не
дотягиваются до него. Все это - разновидности нормального телосложения,
связанного с наследственностью. Поэтому, прежде чем заглядывать в общес-
татистические карты, повнимательнее изучите ваше фамильное дерево, а уже
потом делайте выводы.
Рывки в росте. Несмотря на то что картами предусматривается ровный
постепенный прогресс, большинство детей растут совсем по-другому - как
бы рывками, перемежающимися паузами. На их картах развития моменты взле-
тов сменяются периодами спада. Но есть и такие дети, у которых на протя-
жении первого года жизни происходит постоянное равномерное прибавление
веса и роста.
Здоровье и питание. Ослабленный малыш, по крайней мере временно, пе-
реключает энергию, которая должна была идти на рост, на процесс выздо-
ровления. Во время затянувшейся простуды рост ребенка может приостано-
виться; не происходит рывка и сразу после заболевания. Если же болезнь
сопровождается длительным поносом, вес у ребенка может снизиться. У де-
тей, находящихся на грудном и искусственном вскармливании, типы роста
разные, хотя в медицинских картах развития это, как правило, не учитыва-
ется. Некоторые груднички, особенно с повышенными запросами, которым
приходится давать грудь чаще, постоянно опережают усредненные показатели
карт развития. Таких детей несправедливо считают излишне раскормленными.
Однако они начинают совершенно естественным образом худеть, как только у
матери снижается содержание жиров в молоке. Обычно дети с избыточным в
первые 6 месяцев жизни весом начинают худеть в возрасте 6-12 месяцев.
Это происходит при увеличении в этом периоде двигательной активности,
когда лишние калории сгорают (см. с. 154, где обсуждаются различия при
грудном и искусственном вскармливании).
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Прослеживая развитие ребенка с момента его рождения до 2 лет, сгруп-
пируем основные навыки, приобретаемые им в ходе этого процесса, в пять
основных типов: простые двигательные навыки; отточенные движения; рече-
вые навыки; навыки общения и игровые; развития мыслительных (когнитив-
ных) способностей.
Простые двигательные навыки. Способность ребенка владеть своим телом
(мускулами туловища, конечностей, шеи) относится к простым двигательным
навыкам. Они включают такие основные вехи в развитии ребенка, как конт-
роль движений головы, сидение, ползание и ходьба. Прогресс в этих навы-
ках с рождения до 2 лет означает все более совершенное управление
собственным телом, когда оно работает, как отлаженный единый механизм -
от макушки до кончика пальца.
Отточенные движения. Движения кистей и пальцев рук, благодаря которым
ребенок удерживает игрушки, относятся к разряду отточенных. Они, как и
простые двигательные навыки, совершенствуются постепенно - от неточных и
простеньких касаний предмета до захвата его большим и указательным
пальцами.
Речевые навыки. Именно здесь с наибольшим блеском могут проявиться
ваши способности и талант в налаживании контакта с ребенком. Роди-
тельский вклад в развитие речевых навыков малыша несравнимо больше, чем
любых других. Вам может показаться, что ребенок не умеет говорить, пока
ему не исполнится полтора-два года. На самом деле дети "говорят" с мо-
мента рождения. Плач новорожденного, призывающего к себе на помощь (зас-
тавляющий няню бежать к нему со всех ног, а мать - дать ему грудь, под-
нимающий с постели родителей, которые, натыкаясь на мебель, среди ночи
несутся к своему чаду), - что это, если не язык?! Для крошечного созда-
ния языком является каждый звук или жест, который находит отклик в роди-
тельской душе.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz