body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 
Например, мы с Мэтью
любили ходить к океану. Когда ему было 9 месяцев, я говорил просто:
"Пойдем", и Мэтью полз к двери. Это слово включало у него в памяти образ
игры вне дома - поездку на машине, прогулку и т.д. Большей детализации в
его реакции в то время еще не было: неважно, что я добавлял к первому
слову ("пойдем"). Однако к году он обладал уже гораздо большим объемом
памяти. Теперь, когда я говорил: "Пойдем к океану", он знал, что его не
только вынесут из дома, но и что гулять мы пойдем именно к океану. Если
я шел в противоположную сторону, он начинал протестовать. Таким образом,
он уже мог ассоциировать определенные слова и действия с событиями, ко-
торые должны были последовать за ними, и нарушение правил игры вызывало
пронзительный протестующий вопль. Думаю, этот пример убедил вас в том,
что, беседуя с малышом и шаг за шагом объясняя ему значение тех или иных
ваших действии, вы поможете ему избежать разочарования (он настроился на
другое) и бурного протеста, который не доставит удовольствия ни ему, ни
вам.
Что за дверью? Живая память ребенка позволяет ему вспоминать, что на-
ходится за закрытой дверью. В 11 месяцев Мэтью сидел перед раскрытой на
кухню дверью и видел восхитительные кастрюльки и сковородки, которые ро-
дители иногда снимают с полок и дают ему погреметь ими. (К счастью для
человеческого уха, детские игры не столь уж продолжительны.) По заверше-
нии шумового спектакля мы забираем кастрюльки и закрываем дверь на кух-
ню. Мэтью же, запомнив восхитительные громкие игрушки, находящиеся за
дверью, постоянно ползет по направлению к кухне, карабкается по двери,
старается открыть ее.
Игры для этого возраста
Найти потерянную игрушку. Интереснейшей особенностью этого возраста
является представление о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку,
которую вы в данный момент спрятали. До этого предмет, который убирали с
глаз ребенка, как бы переставал для него существовать. Как формируется
эта способность? Если вы просто спрятали игрушку под пеленкой, малыш не
пытается искать ее. Попробуйте такой эксперимент. Дайте ему посмотреть,
как вы кладете игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш
начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка.
Сосредоточенное выражение его лица показывает, что он старается вспом-
нить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и необычайно об-
радуется, что не ошибся. Повторите этот опыт несколько раз, причем всег-
да кладите игрушку под одну и ту же пеленку, а потом на глазах у малыша
спрячьте игрушку под другой. И, хотя он все прекрасно видел, все же ка-
кое-то время малыш будет искать игрушку на прежнем месте. Происходит так
потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, между
12 и 16 месяцами, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы
кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что
под пеленкой.
Прятки. Способность ребенка запоминать место, где он только что видел
вашу скрывшуюся от него голову, превращает игру в прятки в одну из самых
любимых. Дайте ребенку возможность загнать вас за диван. Немного погодя,
выгляните из-за дивана и позовите его. Малыш радостно поползет к тому
месту, откуда вы выглядывали. Иногда он начинает подражать вашим движе-
ниям, тоже прячась и выглядывая из-за дивана.
Усложните игру. Спрячьтесь и, не выглядывая, позовите малыша. Посмот-
рите, как он начнет разыскивать место, откуда раздается голос, вызываю-
щий в его памяти ваш образ.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz