body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 
Например, удрученный
взгляд, надутые губки, сморщенный лоб, выступающая вперед нижняя челюсть
- такое выражение на лице ребенка означает не что иное, как: "Я расстро-
ен и огорчен".
Словесные ассоциации
Малыш начинает увязывать воедино то, что он слышит и что видит, пос-
тепенно понимая, что все в этом мире имеет свое собственное название.
Связь между словами и изображениями. Изображение в книжке или на эк-
ране телевизора зачастую оказывается для ребенка более забавным. Обрати-
те внимание, как он несколько раз в день подбегает к телевизору и начи-
нает, показывая, оживленно делиться своими впечатлениями: "Какбака, каб-
ка!"
Услышанное слово - повод для рассуждения. Представьте себе такую
сценку. Время перекусить, а ребенок совершенно закопался в куче игрушек.
Вместо того чтобы оттаскивать за руку протестующего малыша, предложите:
"Пойдем возьмем печенье". Слово "печенье" как бы включает в голове ре-
бенка определенный ассоциативный ряд. "Печенье находится в коробке на
кухне", в результате он уже сам спешит на кухню, к коробке с печеньем.
Особые слова. Слова помогают ребенку мыслить. Теперь, когда малыш
знает, что каждый человек или предмет имеет свое собственное название,
он хранит в памяти множество ментальных образов и восстанавливает их,
если слышит знакомое слово. Именно эта способность развивающегося созна-
ния ребенка не раз помогала нам в сложной ситуации. Так, Мэтью обожал
старшего брата, Питера. Однажды во время поездки на машине 15-месячный
Мэтью раскапризничался на своем сиденье. Мы попробовали успокоить его,
сказав: "Мы едем повидаться с Питером". При слове "Питер" в голове Мэтью
возник образ обожаемого брата, и малыш перестал плакать. Расширяющийся
словарный запас 1,5-годовалого ребенка и его развивающийся ум работают
вместе, что превращает малыша в интересную личность, с которой приятно
провести время и пообщаться.
Выполнение указаний
В дополнение к тому, что на этом этапе ребенок начинает говорить и
имитирует многие слова, он уже понимает и выполняет одноступенчатые ука-
зания типа: "Возьми мячик". При этом малыш идет к куче игрушек и берет
именно мячик. На последующем этапе он сможет понимать и запоминать и бо-
лее сложные, двуступенчатые требования: "Возьми мячик на кухне и отнеси
его папе".
Сигнальный язык
Понимая все больше слов, ребенок начинает ассоциировать жесты с озна-
чающими их словами. Мэтью часто хватал и стискивал в медвежьих объятиях
нашу все претерпевшую домашнюю кошку. Мы спасали кошку из таких
сверхдружеских объятий и показывали, как надо правильно обращаться с
ней: "Кису надо гладить ласково" - говорили мы, беря ладошку Мэтью и
нежно проводя ею по кошачьей спинке. Он прекрасно понял этот ласковый
жест, связав его с нашим нежным голосом и тоном. Это помогло ему нау-
читься понимать нас, когда надо было вымыть его рожицу или заставить его
высморкать нос, ведь при этом мы говорили ему: "Мама будет ласковой", и
Мэтью верил, что ему не сделают ничего неприятного.
Покажи и расскажи
Замечательная сценка, которую стоит заснять на пленку, - как два
1,5-годовалых малыша приветствуют друг друга. Посмотрите, что происхо-
дит, когда встречаются малыш, который очень любит целоваться, и его бо-
лее сдержанный сверстник. Господин Поцелуйщик стискивает в своих объяти-
ях Господина Сдержанного, демонстрируя таким образом свое величайшее
расположение к нему.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz