body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 

Общению нужно учить. Поприветствуйте приближающегося к вам человека
улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистан-
цию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть
счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш
будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если
чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите
инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: "Пос-
мотри на тетю Нэнси, она такая милая". Однако тете Нэнси лучше при этом
не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию.
Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею ли-
цо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ре-
бенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда прибли-
жаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы
она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное
объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно
своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить
родственные чувства, а вам - избежать длинной лекции о том, как вы изба-
ловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с
врачом.
Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится
посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более
продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведе-
ния вашего ребенка, причем помните, что это - элемент нормального разви-
тия детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, вы-
гораживать малыша. ("На самом-то деле он очень хороший мальчик".) Дого-
воритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной
из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой
эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а за-
одно - и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает
вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посети-
телем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться,
сидя на привычном для него месте.
Из дневника Марты: "Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью на-
чинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать. Ког-
да же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо
реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело
улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему
предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с
сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Не-
доверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает
их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя,
стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с
чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на
руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю,
что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого
удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом
чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще
несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками,
вызывая восторг и радость у незнакомых встречных.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz