body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 
Главное - он его слышит. Материнский
голос - нечто совершенно особенное для новорожденного. Он умеет выделять
его среди множества других звуков и голосов.
Если младенец постоянно слышит одни и те же звуки, они становятся
привычными и не будут стимулировать дальнейшее его развитие. Когда у вас
не получается звуковой контакт с малышом, попробуйте изменить то-
нальность своего голоса. Заметьте также, что дети выглядят озадаченными,
если не видят того, кто с ними разговаривает, и любят смотреть на "собе-
седника". Чтобы привлечь к себе внимание ребенка, сначала установите с
ним фиксированный контакт "глаза в глаза", а затем начинайте говорить.
(О нормативах проверки слуха ребенка вы сможете прочитать на с. 676.)
- О ГРОМКОСТИ ЗВУКА. Слишком громкие звуки (рок-концерт например) мо-
гут вредить слуху. Громкость музыки должна быть такой, чтобы не мешать
разговору. Если приходится напрягать голос, значит, она чрезмерна.
Собственное разумение
Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлектор-
но. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают пла-
кать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом
действуй.
Знакомые запахи
Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно
и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос
матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено
интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подноси-
ли к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери,
независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать
своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают
незрячие женщины.
Воображаемые образы
Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более
полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на
руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только
один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и
меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу,
когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного
повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый об-
раз, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача.
Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие
картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у ма-
лыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс,
плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в созна-
нии ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Од-
новременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.
Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы
только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши
действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он
просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете зани-
маться такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно
чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е.
действовать прежде, чем думать.
Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"),
вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет
идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш ма-
лыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаи-
модействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz