body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 
Растя-
гивание гласных ("хо-о-о-роший ма-а-алыш") помогает ребенку уловить
смысл сказанного. Но гораздо важнее для младенца не то, что ему говорят,
а как с ним разговаривают.
Вы "слышите" его ответы. Матери разговаривают с малышами то убыстряя,
то замедляя речь, говоря то тише, то громче, как бы помогая ему лучше
осознать каждый кусочек речи. И хотя со стороны этот разговор выглядит
как ваш монолог, вы общаетесь с ребенком так, будто слышите его ответы.
Видеоанализ поведения матери в этот момент показывает, что оно строится
с учетом воображаемых ответов младенца. Короткие фразы перемежаются пау-
зами, длящимися ровно столько времени, сколько мог бы занять ответ ре-
бенка. Особенно хорошо это заметно, если вы используете вопросительные
предложения. Эти первые уроки речи, во время которых мать помогает ре-
бенку научиться слушать, как бы возрождаются в его памяти, когда он на-
чинает говорить по-настоящему.
Подсказки маме
Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что
каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности (для своего
ребенка) благодаря своим способностям, заложенным природой. Есть некото-
рые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.
Смотрите на слушателя. Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь
поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так
вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В
первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим со-
бой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассо-
циативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие,
более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится
поворачивать голову, слыша свое имя.
Старайтесь говорить просто. Используйте предложения, состоящие из 2-3
слов, растягивая гласные: "Хоо-ро-шенький ма-а-а-льчик". Старайтесь из-
бегать служебных слов (как в тексте телеграммы). Не прибегайте к местои-
мениям "я" и "мне" - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря
ему о себе, используйте слова "мама" и "папа".
Сопровождайте речь жестами. Скажите: "Помаши киске ручкой: "байбай" и
сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают
слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец
фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внима-
ние на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте но-
вые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.
Задавайте вопросы. "Мэтью хочет на ручки?", "Пойдем спать?" Беседа в
форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.
Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка,
рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают
комментаторы спортивных соревнований: "Сейчас папа снимет пеленку... а
теперь мы положим другую..." Не думайте о том, что со стороны это, воз-
можно, выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной
стеной. У маленького человечка всегда "ушки на макушке", он воспринимает
каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей
памяти.
Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от вре-
мени ребенок подает вам какойнибудь знак, привлекая ваше внимание. Он
может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы
говоря: "Мне нравится, давай, говори".
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz