body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 
А для него быть рядом с матерью - такая же ес-
тественная потребность, как, например, в пище. И, как потребность в пище
не проходит со временем, так не проходит и это желание. И кто, кроме ма-
тери, может удовлетворить такую потребность ребенка? "Отзывчивость" -
весьма популярное слово у специалистов по развитию детей. Другое такое
слово - "взаимодействие". Эти понятия дают третье - "гармония". У вашего
ребенка возникла потребность, и он подает сигнал. Поскольку вы рядом и
понимаете ребенка, вы ловите сигнал и спешите ответить. Для ребенка
удовлетворение его просьбы побуждает его и впредь пользоваться такими
сигналами и знаками. Чем больше вы упражняетесь в этой системе общения,
тем совершеннее становятся сигналы ребенка и ваши ответы.
Гармоничные отношения матери и ребенка - они развивают все лучшее
друг в друге.
Не забывайте про гормоны материнства (с. 314). Исследования показали,
что их выработке способствует именно частый и тесный контакт.
Насчет качества времяпрепровождения
Пресловутая концепция о качестве времяпрепровождения - расхожий товар
индустрии воспитания детей, призванный оправдать подход 80-х годов: "все
можно совместить". Изначально этот подход предназначался для работающих
отцов, но потом "качеством времяпрепровождения" стали оперировать и для
снятия ответственности с работающих матерей.
В принципе, у этой концепции есть определенные достоинства. В нашей
практике некоторые работающие мамы проводят в общении с детьми больше
времени, чем иные из тех, кто сидит дома. В некоторых ситуациях качество
времяпрепровождения может быть единственным выходом. Одна искренняя, за-
ботливая мать рассказывала: "Мне приходится работать весь день, потому
все, что я могу предложить ребенку - это не количество, но качество вре-
мяпрепровождения. То время, какое я обычно тратила на развлечения, я
направляю на общение с малышом. Все свободные от работы часы провожу с
ним. Поэтому кроме качества, возможно, и количественно я уделяю ребенку
больше времени, чем иная неработающая, но занятая собой мать". Действи-
тельно, эта женщина делает все, что может. Но по ряду причин концепцию
качественного времяпрепровождения нельзя назвать самой подходящей.
Непредсказуемость ребенка. Ребенок непредсказуем. Его поведение зави-
сит от настроения. Неверно считать, что с ним всегда можно и нужно нахо-
дить общий язык. Но тем не менее у большинства детей каждый день есть
время, когда они лучше усваивают новое из общения. У большинства детей
это время приходится на утро. Вечер часто в этом смысле хуже всего. Вре-
мя с 6 до 8 часов вечера преисполнено беспокойством, так что матери по-
рой жалеют, что они вообще вернулись с работы. Сложно бывает, отработав
полный рабочий день и вернувшись домой, потом весь вечер успокаивать ре-
бенка. Гораздо действеннее просто быть рядом, когда ребенку захочется,
чтобы с ним поиграли или утешили.
Пропущенные вехи. В отсутствие родителей с ребенком происходят удиви-
тельные изменения. Сколько же они сами (да и ребенок) теряют, когда он
делает первый шаг, произносит первое слово, а их на этом празднике дос-
тижений нет.
Педагогические моменты. Другой изъян теории качественного времяпреп-
ровождения заключается в том, что, как хорошо известно, игра, начатая по
инициативе ребенка, гораздо полезнее для его образования, нежели общение
по инициативе родителей. Ребенок смотрит в небо и видит свою первую
птичку.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz