Сидя за нашим большим
семейным столом, Мэтью в 9 месяцев мог следить за ходом разговора. Когда
я спрашивал: "А где Боб?", он оглядывался в сторону брата.
Развитие игры
Когда вы играете с малышом в словесные игры (помахать ручкой и ска-
зать "до свидания" или "баба сеяла горох"), время от времени только на-
чинайте игру (например, жестом без слов или произнесите начальную фразу
без жестов). Этим вы предоставляете ребенку возможность самостоятельно
продолжить игру. Например, при знакомых словах: "баба сеяла горох" малыш
вспоминает эту игру и сам всплеснет ручками. Почаще играйте в такие иг-
ры, но не забывайте, что большинство детей пока могут концентрировать на
чем-то свое внимание не более 1 минуты. Если вы заметили, что ребенка
что-то заинтересовало, постарайтесь поддержать этот интерес. Например,
показывая на птичку, вы говорите малышу: "птичка" и замечаете, что он
смотрит на нее и произносит что-то похожее на "птичка". Обязательно
подтвердите, что он все правильно понял, и скажите еще раз с улыбкой:
"Да, это птичка!" Такое подтверждение поможет развитию на следующих эта-
пах нового навыка-умения ребенка настраиваться на понимание и чувство-
вать, что его слова понятны вам. Играя с малышом в словесные игры, вы
обратите внимание на то, что иногда он замолкает, будто задумывается.
Язык все больше становится сознательным навыком - ребенок начинает ду-
мать о том, что вы говорите и как ему ответить.
Игры с новыми словами и жестами
Такие игры очень нравятся малышам, а вам они помогут узнать как много
слов и жестов понимает теперь ваш ребенок.
Помахать ручкой. Если на предыдущей стадии развития ребенок мог
только имитировать ваш жест, когда вы махали рукой кому-нибудь вслед, то
сейчас он выступает в роли инициатора, связывая слова-жесты "до свида-
ния" с уходом кого-либо или с приближением к двери. Повторяйте игру в
"до свидания", пока ребенок не научится имитировать этот жест. А теперь
только произнесите эти слова, но не машите рукой, или, наоборот, молча
помашите рукой. Поскольку малыш уже уяснил связь между этими звуками и
жестом, он может начать махать ручкой, когда вы говорите ему "до свида-
ния" или произносить что-то похожее на эти слова, когда вы машете рукой.
Имитирующие жесты. Ребенок этого возраста - мастер имитации. Любимыми
становятся игры, сочетающие жесты, мимические движения и какие-то прос-
тые слова (например, что-то наподобие "баба сеяла горох").
Прятки. Эта уже знакомая вам игра теперь обретает как бы новый уро-
вень. Набросьте на лицо платок или скройтесь за какой-нибудь картонкой и
спросите: "А где мама?" Открыв лицо или позволив малышу стянуть платок,
вы своим появлением вызовете восторг и счастливый детский смех. А те-
перь, наоборот, спрячьте ребенка под пеленкой и спросите: "Где малыш?"
Когда он сдергивает пеленку, вы восклицаете: "Да вот же он!"
Эта игра хорошо помогает развитию памяти у детей. Когда вы исчезаете,
его память сохраняет ваш образ, а когда вы появляетесь вновь, малыш ис-
пытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и вашего облика
наяву.
Больше играйте в мяч. В этом возрасте малыши обожают ловить и отбра-
сывать мяч. Пока они могут выполнять, да и то неосознанно, лишь самые
простые указания: "Отдай папе мячик!" А всего через несколько месяцев
будут понимать и осознанно выполнять не только такие, но и более сложные
задания (в два шага), например: "Возьми мячик и брось его папе".
- КАКОЙ МЯЧ ЛУЧШЕ? Малыши любят маленькие и легкие пластмассовые мя-
чи.