body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 

Термин "слово" означает набор звуков, используемых для обозначения
какого-то предмета или действия. Это справедливо и в том случае, если
произносятся эти звуки недостаточно четко. Так, первые слова малыша -
это все равно слова, хотя понимают их, может быть, только родители.
Большинство детей на этом этапе развития владеют лишь несколькими знако-
мыми словами ("папа", "мама", "киса"), но очень любят имитировать вашу
речь, а также кашель, сопение носом, чихание, цоканье и щелканье языком.
Голос детей к этому времени становится значительно громче прежнего. Бе-
регите собственные уши в этот период крика и воплей и радуйтесь, что
скоро он кончится - просто малыша интересует, какой силы звук способен
он издать и как это отзовется в барабанных перепонках. Чтобы с непривыч-
ки не вызвать шок у своих гостей, постарайтесь научить малыша, как нужно
говорить шепотом. Такой "таинственный" голос обязательно привлечет его
внимание и он захочет попробовать "говорить" так же.
"Нет-нет-нет!"
К концу первого года жизни большинство малышей хорошо понимают, что
при слове "нет" нужно остановиться. Чтобы ребенок быстрее усвоил это,
важно, каким тоном вы произнесете слово "нет" и какими жестами сопрово-
дите его. Вот малыш тянется к шнуру от настольной лампы, мягко возьмите
его ладошки в руку, посмотрите в глаза и, показывая на шнур, скажите:
"Нет, не трогай - бобо!" После чего переключите его внимание на более
безопасный предмет, с которым можно поиграть. Некоторые малыши при слове
"нет" начинают отрицательно качать головой, как бы вторя вам. Видимо,
это помогает им лучше понять, что вы говорите. Старайтесь никогда не
произносить "нет" в форме грубого окрика. Сохраняйте уважение к
собственному ребенку, когда беседуете с ним. Ваша цель - научить, а не
испугать. И, конечно же, будьте готовы к тому, что, все вроде бы поняв,
малыш не раз вернется к прежнему, и вам нужно будет терпеливо многократ-
но повторять: "нет". Можно вместо этого слова употреблять другие сло-
ва-запреты: "стой", "горячо", "замолчи", "грязь", "бобо", "упадешь".
Изобретите какой-то универсальный знак-запрет, который бы моментально
привлекал внимание вашего малыша. Когда нам нужно было сказать "стой",
мы восклицали "ах" и Стивен моментально останавливался на полпути.
Язык жестов и телодвижений
Большое разнообразие языка мимики и жестов поможет вам понять, чего
хочет малыш. Хотя слов он знает пока мало. Вот он тянет вас за брюки и
поднимает кверху ручки. Он хочет, чтобы его взяли на руки. Или начинает
сползать, сидя у вас на руках, если хочет, чтобы вы опустили его на пол
Привлекая к себе внимание, он может схватить вас за нос, за подбородок,
повернуть ваше лицо к себе. Мимика малыша необычайно выразительна. Этот
его язык намного опережает по времени настоящую речь. Возможно, сейчас
он иногда думает: "Ну, если ты не способен понять мои слова, пойми хотя
бы мое тело!"
Словесные и голосовые ассоциации
На этом этапе ребенок в состоянии связывать голоса и имена с опреде-
ленными людьми.
Кто там в трубке? Теперь малыши могут мысленно соединить голос, раз-
дающийся из телефонной трубки, с его реальным обладателем. Однажды
11-месячный Мэтью услышал мой голос по телефону и вернулся к двери (го-
лос включил в его памяти образ папы, входящего в комнату).
Как меня зовут? В этом возрасте ребенок знает не только свое имя, но
и вообще начинает ассоциировать имена с людьми.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz