body

Меню сайта

Ваш ребенок (ч.3)

 

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи-
тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности,
чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам
руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ -
картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.
Взаимное совершенствование
Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего по-
мощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их
чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию,
а от матери - к детскому.
Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отве-
чают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение
к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы
которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказы-
вается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он
не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последо-
вать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена
"карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, пос-
кольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей
по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонима-
ние, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг
друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.
Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с но-
ворожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спроси-
ла: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа,
что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю,
что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глу-
пой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если ма-
лыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь
по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что
беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что
готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.
Основные поведенческие состояния ребенка
- Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоор-
динированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завла-
деть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и
для его близких.
- Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосре-
доточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погру-
жен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения
его собственного тела.
- Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные;
конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созер-
цает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаи-
модействия и обучения.
- Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться.
Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по
лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается зас-
нуть.
- Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и ли-
цо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки
двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.
- Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица
спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и бол-
таются, как у тряпичной куклы.
Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного
С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все
бессонные ночи и постоянное нянченье.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz