114-115.
Проектную концепцию «Ноокультура, аквакультура, антикультура» представляла МИХЕЕВА М.М., дизайн-студия СД СССР, г. Москва. Вот что она говорила:
«Прежде всего потребовалось определить отношение к проблеме технического прогресса, сформировать представление о человеке будущего и его потребностях. В результате сложилась концепция, опирающаяся главным образом на воззрения ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА, русских философов-космистов, В.И. ВЕРНАДСКОГО. Её основные положения сводятся к следующему. В эру машинной цивилизации забота о сущности человека была подменена заботой об обеспечении жизни. Прогресс человеческой личности не стоял в повестке дня. В технократическом обществе, опирающемся на рационалистическое мышление, прогресс осуществляется исключительно в научно-технической сфере. Авторы утвердились в выводе, что причиной целой цепи современных кризисов - экологического, политического, социального, экономического - явился кризис антропологический.
Возможным выходом из катастрофической ситуации представляются усилия, направленные на переключение ценностных ориентаций с наращивания технических мощностей и совершенствования технологий на заботу о личностном развитии человека и, как следствие, на духовный прогресс общества.
Альтернативные методы воспитания детей оказались тесно связанными с идеей ноокультуры. Сама же тема также переросла проблему воспитания человека. Преобразовавшись в «аквакультуру», она показывает перспективу освоения необжитых пространств в необычном ключе. В сложившейся системе взглядов идея антиутопии, «аквакультуры», решилась сама собой - как противопоставление человеку духовному человека механического.
АКВАКУЛЬТУРА. Работа основывалась на методике И.Б. ЧАРКОВСКОГО, практикующего рождение и воспитание детей в воде. Фактически методика реализует ту же задачу самопостижения, самосовершенствования, раскрытия внутреннего потенциала через специфику общения с водой. В проектных рекомендациях предложены классификация сред аквакультуры и типология предметных средств, в рамках типологии - идея и рпимеры дизайнерского решения отдельных изделия, в том числе:
индивидуальные бассейны, трансформирующиеся в зависимости от функций и оснащённые соответствующими комфортными средствами;
игрушки-тренажёры для различных методик тренинга;
многофункциональные бассейны для акваклубов;
проектная идея аквацентра для научных исследований, подготовки персонала, обмена опытом, а также для реабилитации детей с врождёнными патологиями и т.п.
проектная концепция плавающих островов с автономным, экологически замкнутым циклом обеспечения жизнедеятельности, с трансформируемым объёмом акважилища, способным реагировать на изменения внешней среды.»
Тезисы доклада цитируются по сборнику «ФУТУРОДИЗАЙН-89», стр. 160-163.
Отчёту о Конференции был посвящён и один из выпусков журнала «Техническая эстетика» (№ 1, 1990 год) Вот что там писалось:
«Аквакультура.
Если задумываться о формировании человека будущей культуры, то начинать, безусловно, надо с момента рождения и даже раньше. Нас вдохновила методика Игоря Борисовича ЧАРКОВСКОГО, вот уже более 20 лет упорно пробивающая дорогу в жизнь - методика «мягкого» рождения и водного воспитания новорождённых.
В «Манифесте» Международной ассоциации «Аквакультура», президентом которой является И.Б. ЧАРКОВСКИЙ, сказано: «Мы полагаем, что осознание человеком своей неразрывной связи со всей целостностью жизни на планете и реализация этого осознания в нашей повседневной этике есть важнейший шаг к изменению теперешнего патологического существования и деструктивного развития современной человеческой культуры». И далее: «Мы убеждены в том, что вода является полугравитационной развивающей средой, идеальной для запуска важнейших психофизических функций живого организма и раскрытия потенциальных возможностей человека. Зная эту животворящую силу воды, мы рассматриваем воды Мирового океана, рек и озёр планеты как хранилище жизненной силы человечества».
Живительная сила воды известна издревле (вспомним хотя бы «живую» и «мёртвую» воду). И, похоже, современные учёные приблизились к разгадке этой тайны. Сотрудниками французского университета Пари-Сюд открыта буквально в прошлом году «биологическая память воды». Не говорит ли это открытие о том, что вода - мощнейший хранитель биоэнергии, та среда, которая сближает земное и космическое?
Создавая современные родильные дома в духе конвейерной индустрии, мы забыли о том, что рождение ребёнка не только сложный физический, но и тончайший психологический процесс.
Разлучение с первых минут рождения ребёнка с матерью - разрыв всех энергетических связей только что ещё цельного организма. Этим разрывом программируется масса комплексов и психофизических патологий. Кроме того, мать и ребёнок оказываются изолированными от третьего соучастника таинства рождения - мужа и отца. И здесь возможны потери на самых тонких психических уровнях - утрачиваются изначальные связи родства, причастности к семье, а как следствие, не исключено, - к роду, корням, истокам и основам культуры.