Это рассматривается как нарушение взятых на себя обязательств, продиктованных званием учёного, - судить как настоящему учёному лишь с полным знанием дела. Однако для достижения моей цели я хочу отказаться от этого и поэтому прошу освободить меня от вытекающих отсюда обязательств. Моё отступление от этого правила объясняется следующим.
Мы унаследовали от наших предков острое стремление к цельному, всеобъемлющему знанию. Само название высших институтов познания - университеты - напоминает нам, что с давних пор и на протяжении многих столетий универсальный характер знаний - единственное, к чему может быть полное доверие. Но расширение и углубление разнообразных отраслей знания в течение последних 100 с лишним лет поставило нас перед странной дилеммой. С одной стороны, мы чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надёжный материал для того, чтобы свести в единое целое всё до сих пор известное, а с другой стороны, становится почти невозможным для одного ума полностью овладеть более чем одной небольшой специальной частью науки.
Я не вижу выхода из этого положения (чтобы при этом наша основная цель не оказалась потерянной навсегда), если только кое-кто из нас не рискнёт взяться за синтез фактов и теорий, хотя наше знание в некоторых областях неполно и получено из вторых рук и хотя мы можем подвергнуться опасности показаться невеждами.
Пусть это послужит мне извинением.»
С ним солидарен и другой учёный Тур ХЕЙЕРДАЛ. В книге «Экспедиция «Кон-Тики», «Ра», Москва, издательство «Мысль», 1972 год, на стр. 24 он пишет:
«Знаю, аргументация. Все они узкие специалисты и недоверчиво относятся к такой методике, когда привлекаются данные из самых различных отраслей, от ботаники до археологии. Они сознательно ограничивают размах исследований, чтобы тем настойчивее зарываться в глубину и добывать детали. Современная наука требует, чтобы каждый специалист копался в своей яме. Редко кто-нибудь принимается разбирать и складывать вместе то, что они добывают.»
Англичане хорошо сформулировали, сказав, что инженер - это человек, который правильно решает вопрос в семи случаях из десяти при недостаточных данных. Это очень хорошее, жизненное определение повседневной необходимости, на которое любил ссылаться известный отечественный авиаконструктор О.К. АНТОНОВ (см. книгу В.ЗАХАРЧЕНКО «Антонов», Москва, издательство «Молодая гвардия», серия «ЖЗЛ», 1996 год, стр. 13). Современная медицина далека от полноты знаний о строении, функционировании и предназначении человека. Поэтому может быть оправдан и инженерный подход к человеку и его проблемам.
Для широкого и разностороннего охвата фактов нужно обладать исключительно широким кругозором, отлично знать не только медицину, но и хорошо ориентироваться в смежных дисциплинах, не только быть на уровне передовой научной мысли своего времени, но и охватить сумму знаний в историческом развитии, от прошлого к настоящему, от последних достижений к ближайшим задачам и более отдалённым перспективам разных отраслей науки и медицины.
Может быть поэтому и станут понятны страхи акушерки КУЧЕРЯВЕНКО, которая боится своих пациенток, ведь нет у неё инженерной жилки! Задача медвуза состоит не только в передаче Вам, будущим медикам, необходимого объёма знаний медицинских и физических наук и их новейших достижений. Важно не образование как таковое, а развитие в каждом студенте самостоятельного творческого мышления. И не только в области «где и как подработать». Вот таким отсутствием самостоятельного и независимого творческого мышления и страдают медики за редчайшим исключением.
«И это совершенно естественно, что я как психиатр (это значит - врачеватель душ) пришёл к подобной мысли, ведь в первую очередь меня интересует, каким образом я смогу помочь своим пациентам вернуться к исходным здоровым основаниям. Я уже понял, что для этого необходимо множество самых разных знаний. В конце концов и медицина пришла к тому же. Её прогресс обусловлен не трюками и чудесами исцеления, не упрощением метода, наоборот, она достигла невиданной доселе сложности, и не в последнюю очередь за счёт знаний, заимствованных из других областей. Таким образом, я не собираюсь доказывать что бы то ни было в отношении других дисциплин, я просто пытаюсь использовать их опыт в своей собственной области. Разумеется, я должен пояснить, в чём состоит такого рода обращение и каковы его последствия. Безусловно, в такой ситуации, на стыке различных дисциплин, когда знания одной науки применяются в практике другой, мы открываем для себя множество неожиданных вещей. Что, если бы рентгеновское излучение оставалось лишь в сфере деятельности физиков и не использовалось бы в медицине? К тому же, если врачей занимают возможные опасные последствия радиационной терапии, то для физиков, которые используют радиацию совсем по-другому и в других целях, это вполне может не представлять обязательного интереса. Не сочтём же мы в самом деле, что врач вторгается в чужие владения, обнаруживая губительные или целебные свойства проникающего излучения.» (ЮНГ, К.Г «Воспоминания, сновидения, размышления», Москва, издательство «Аст», Львов, издательство «Инициатива», 1998 г., стр.