Для пояснения он создает интересный образ: "Представьте, что у вас сломался телевизор. Вы вызываете мастера, который что-то где-то покрутил, и вы получили возможность вновь видеть изображение и, вращая ручки, переключать с одной станции на другую. Вам же не приходит в голову мысль, что все эти станции сидят в этом ящике...". И заключает: "Мозг не продуцирует мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь, а почки — мочу...".
Данные Д. Чемберлена о наличии внетелесных ощущений — еще один ар¬гумент для этой кажущейся сегодня фантастической идеи. Уже сегодня на¬ука стоит на пороге познания и объяснения этих интимных механизмов.
Хочется верить, что данная книга будет доброжелательно принята в России и сыграет свою роль в формировании поколения людей здоровых психи¬чески и физически, умных и уверенных в себе, наполненных любовью к окружающим, легко адаптирующихся в социальной среде, отвергающих философию насилия.
Профессор Г.И. Брехман
Посвящается
Донне Снауффер Чемберлен,
акушерке "Разума вашего новорожденного ребенка"
ВВЕДЕНИЕ
История человека в течение девяти месяцев, предше¬ствующих его рождению, вероятно, является более интересной и содержит события большей важности, чем все три по двадцать и десять лет в последующем.
Сэмюзлъ Тейлор Колридж, 1840
РАЗУМ НОВОРОЖДЕННЫХ
Что вы видите, когда рассматриваете новорожденного младенца, ясногла¬зого, пристально глядящего прямо на вас? Действительно ли это личность? Действительно ли этот младенец, тихо хмурящийся или свекольно-красный от гнева, может думать и чувствовать? Говорит ли создаваемый им мощный, подчиняющий шум о чем-то актуальном для него?
До недавнего времени существовало много различных представлений о новорожденных, но слишком мало было известных ныне фактов. В течение нескольких столетий младенцы были отделены от взрослых стеной незна¬ния. Эта закрытость не позволяла нам обнаружить, насколько они удиви¬тельны. Наше отношение к ним основывалось на очевидных фактах, свиде-тельствующих об их малых размерах, массе и незначительной мощности их мышц.
Следовательно, младенцы описывались и трактовались иногда как восхити¬тельные, но беспомощные, субчеловеческие, глупые и бесчувственные су¬щества, и отношение к ним было соответствующим. Наука двадцатого сто¬летия полагала, что крики младенцев — это всего лишь "случайные" звуки, их улыбки — только "артефакты", а их выражения боли — просто рефлек¬сы. Дезинформация о новорожденных делала родительство трудным, а взгляд на младенцев грудного возраста — примитивным.
Заря занялась над младенцами. В последние двадцать пять лет начались интенсивные исследования новорожденных. Беспрецедентное сочетание интереса к младенцам, инвестиции больших сумм общественных и частных
денег, новые методы исследования способствовали получению новой ин¬формации, из которой многие факты вызывали удивление.