В одном из наиболее впечатляющих опытов, иллюстрирующих сказанное выше, одно¬дневный новорожденный освоил опыт поведения, связанный с поворотом головы. Экспериментаторы исходили из известного факта, что младенцы обычно поворачивают головку, когда прикасаются к их щеке. В действи¬тельности они проделывают это только в 30% случаев. Если же им давали сладости, частота поворота головки увеличивалась до 83%. Однажды пере¬жив это, младенцы быстро научились поворачивать головку налево на звук колокольчика и направо на звук звонка, чтобы получить сладость. Младен¬цы быстро познали сладкий вкус успеха.
Затем сигналы поменяли местами, и награда предоставлялась при другом направлении головы. Младенцы, которые выучили поворот головы налево на звук колокольчика и направо при звонке, должны были это забыть и по¬ворачивать направо при звуке колокольчика и налево при звуке звонка, для того чтобы получить награду. Произошел существенный сдвиг в пове¬дении, который дал новый положительный эффект. Новорожденные освоили все эти движения в течение 30 минут. В других опытах младенцы на¬учились поворачивать головку, чтобы получить визуальную награду. Они мотивируются не только сладостями.
Другой тип познавательного опыта основывался на известном факте, что мы перестаем реагировать, если нечто предлагается нам снова и снова, на¬пример, шумы, свет, вкусы или запахи. Мы сначала обращаем внимание, потом теряем интерес и, наконец, игнорируем это. Эта важная форма адап¬тации спасает нас от ненужных усилий повышенного внимания к вещам, которые не имеют к нам никакого отношения.
Ваш младенец будет слушать один и тот же звук в течение некоторого вре¬мени, но это не будет продолжаться слишком долго, младенец перестанет слушать. Такой феномен называют привыканием. Через определенное вре¬мя, однако, этот звук снова вызовет реакцию (потеря привычки). Привыка¬ние или потеря привычки показывают, что ваш младенец может опреде¬лять разницу между знакомым и новым. Чтобы выявить эту разницу, необ¬ходимо помнить, что является старым, уже известным, и определять то, что является новым, — это существенное объединение информации. Такой тип познания позволяет нам по-другому взглянуть на разум вашего новорож¬денного ребенка.
Новорожденные младенцы продемонстрировали привыкание и потерю привычки на всех пяти видах чувств. 0 привыкании к звукам можно су¬дить по изменению сердцебиения. У младенцев обнаруживалось уменьше¬ние частоты сердцебиений при повторениях одного и того же звука. Изме¬нение тональности вызывало новый интерес, и сердечный ритм быстро учащался. До того, как я узнал об этом, я напевал своему ребенку веселые детские мелодии, тем самым развлекая его, но вскоре я заметил, что наску¬чил ему, и наблюдал, как он постепенно становился вялым и инертным.