body

Меню сайта

Разум вашего новорожденного

 
Как они могли отда-мать предпочтение родному языку, если слышали его всего несколько дней? В сознании они перепрыгнули через свой физический опыт.
быстрое обучение. Мы наблюдали, как новорожденные быстро копируют жесты взрослых, например, высовывание языка, широкое открывание рта и вытягивание губ. Чтобы проделывать это точно, они должны точно видеть рот, язык, брови и руки, но им не требуется практика. Когда только что ро¬дившиеся дети имитируют выражения лиц взрослых — печали, счастья и удивления, создается впечатление, что это требует не только простого наблюдения и копирования. Их способность проделывать это без колебаний наводит на мысль, что новорожденные уже "знают" эти человеческие вы¬ражения и готовы к немедленному диалогу с нами.
Обратите внимание на то, что диалог-имитация касается не слов, а только взглядов.
Наблюдение за вами для вашего новорожденного может быть источником радости или горя. Вспомните, как расстраивались недельные малыши, ког¬да их мамы надевали маски и молчали во время одного из кормлений (см. главу 4). В процессе опыта с малышами постарше мам попросили помол¬чать и сохранять "каменное" (неподвижное) выражение лица в течение трех минут. Через пятнадцать секунд малыши уже знали: что-то случи¬лось. Они реагировали пытливыми взглядами, криками и начинали выры¬ваться. В зависимости от возраста малыши использовали разные способы, чтобы привлечь к себе внимание. Если это не удавалось, они погружались в уныние.
Более тяжелые эффекты наблюдались, когда мам просили выглядеть "рас¬строенными". Малыши плачем выражали протест, отворачивались и в те¬чение нескольких последующих дней выглядели расстроенными и с подо¬зрением посматривали на матерей. Психологи, проводившие это исследо¬вание, были так напуганы результатами, что эксперимент был приоста¬новлен.
"Беседа" с вашим малышом очень похожа на ту, которую вы могли бы вес¬ти с кем-то другим, но без слов. Это показали гарвардские фильмы, в кото¬рых записаны "беседующие" матери и малыши. В короткие моменты малы¬ши казались увлеченными контактом и демонстрировали интерес целевы¬ми движениями, вниманием, выражением лица, возбуждением, различными движениями губ и языка. Как только мамы обнаруживали и отвечали на эти проявления чувств, малыши изменяли жесты и звуки — словно в свою очередь поддерживали ход беседы. Эдинбургский психолог К. Тревартен сделал заключение, что такая беседа — это врожденная способность.
Ваш малыш рождается готовым к близкому диалогу, словесному или бес¬словесному. Это переворот в нашем понимании малышей. Мы всегда фик¬сировали свое внимание на том, что они слабые и ограниченные. Их раз¬меры и недостаточное развитие мышц создавали впечатление, что они не подготовлены к жизни. Мы полагали, что пройдет немало времени, прежде чем дети смогут делать простейшие физические вещи.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz