Даже младенцы, родившиеся с пороками развития коры го¬ловного мозга, реагировали так же, как и другие, показывая раннее разви¬тие этого чувства.
Ваш младенец быстро начинает различать ваш запах, и эта информация становится одним из важных связующих звеньев с вами. Эксперименты по¬казали, что если использованные и неиспользованные грудные прокладки положить по разные стороны головки малыша, он повернется лицом в ту сторону, где находятся использованные прокладки, показывая тем самым, что он узнает запах. Малыши проделывают это уже через несколько дней после рождения. По истечении еще нескольких дней ваш малыш, находясь рядом с вами, может отличить ваши использованные грудные прокладки от прокладок других матерей.
Если вы кормите грудью, то ваш малыш учится различать ваш особый под¬мышечный запах. В опыте с двухнедельными малышами дети улавливали и отличали своих матерей от других на основе уникальной подмышечной "подписи". Младенцы, которых кормили из бутылочки, не могли этого сде¬лать. Это еще один пример обучения, основанного на опыте.
Ваш младенец также способен узнавать сложные специфические запахи. Исследователи использовали для опыта различные комбинации корицы, чеснока, уксуса и алкоголя. Новорожденные могли четко определить раз¬ницу между парой запахов, предложенных в разные отрезки времени, меж¬ду отдельными компонентами сложного запаха.
ЗРЕНИЕ
Зрение — это, вероятно, самая важная из всех связей, которая существует между вашим ребенком и вами. После всех дней ощущения, обоняния и слышания внутри матки младенцы жаждут взглянуть на лица своих мате¬рей и отцов. Новорожденные имеют сверхъестественные способности от¬личать своих родителей от других людей при рождении. Они прибывают в этот мир в естественном состоянии бдительности и готовности глубоко всматриваться в мать или отца в течение часа или больше перед тем, как уснуть.
Зрение — наиболее сложное из всех чувств и привлекает к себе наиболь¬шее внимание исследователей. Тайна детского зрения раскрывается с каж¬дым новым достижением исследователей благодаря их изобретательности и методологии. Это можно сказать и об исследовании всех остальных орга¬нов чувств. Еще только два десятилетия назад учебник для педиатров гла¬сил, что зрение новорожденного чувствительно только к свету. Теперь мы уже знаем, что младенцы готовы использовать свои глаза при рождении. Зрение во всем комплексе, возможно, еще несовершенно, но достаточно развито и адекватно для обеспечения элементарных потребностей. Ново рожденным не нужно читать дорожные знаки и микрофильмы; все, что они хотят увидеть, — это глаза своих родителей.
Зрение включает в себя развитие и координацию нескольких составных частей: самого глаза; мышц, которые приводят его в движение; специаль¬ных фоторецепторов, с помощью которых глаз становится чувствительным к свету и цвету; а также глазного нерва и регулирующих его отделов (ос¬нование мозга и таламус), которые связаны со зрительной областью коры головного мозга.