В группе четырехмесячных младенцев половину из них поднимали и одаривали улыбкой всякий раз, когда они улыбались. Улыбки другой половины игнорировались. Улыбаю¬щиеся дети, которых очень поощряли, увеличили число улыбок по сравне¬нию с теми, кого игнорировали.
Обнаружив это, экспериментаторы переключились от поддержки улыбаю¬щихся к унынию. На начальной стадии эксперимента младенцы с при¬стальным вниманием смотрели на лица, ранее улыбавшиеся; когда экспе¬риментаторы переставали улыбаться, улыбающиеся дети также резко пре¬кращали улыбаться. После серии столкновений с неулыбчивыми лицами, младенцы даже отворачивались и прекращали смотреть на лицо экспери¬ментатора. Они направляли свои головки и глазки вдаль!
Поскольку улыбки отменялись, отношения разрушались. Чтобы не допус¬тить отворачивания, головки детей фиксировались скатанными одеялами. Не имея возможности отвернуться, младенцы направляли свои глаза к по¬толку; они отказывались обмениваться взглядами. Этот эксперимент слу¬жит впечатляющим доказательством того, что улыбки младенцев являются очень личностным сообщением жизненной важности. Сила матери здесь также четко проиллюстрирована. Если вы хотите иметь улыбающегося младенца, вы знаете, что делать.
Высокотехнологический анализ улыбок детей позднее, на первом году жизни, показывает, что их улыбки более выразительные, чем думали, и бо¬лее сложные, чем удается увидеть простым глазом. Изучение мимики и мозговой деятельности показывает, что младенцы одаривают своих мате¬рей более щедрыми улыбками, чем незнакомцев. Широкие улыбки, пред¬назначенные для матери, вовлекают большее количество мышц и активи¬зируют правую лобную область мозга, в то время как улыбки, подаренные незнакомцам, активизируют меньшее количество лицевых мышц и левую половину мозга. Безотносительно к значению этого любопытного разли¬чия, данные показывают, что младенцы чувствуют и выражают своими улыбками разные вещи. Если вы думаете, что у вашего младенца есть спе¬циальная улыбка только для вас, то вы правы.
БЛИЗКИЕ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Личность вашего ребенка проходит через близкие соприкосновения, что является выражением его индивидуальности. Замечательный видеофильм, замедленный для внимательного просмотра, показал поглощенное внима¬ние и синхронизацию движений новорожденных и их родителей. Приме¬ром является удивительное столкновение между новорожденным и его от¬цом, снятое в фильме Дэниела Стерна (Daniel Stern) из Медицинского кол¬леджа Корнельского университета.
Младенец, принесенный домой из роддома, находится на руках своего отца. Замедленная съемка показывает, что как только голова отца начинает двигаться вниз, головка ребенка начинает двигаться навстречу ему. Это происходит несколько раз. Когда правая рука отца начинает двигаться с его стороны, левая рука младенца с противоположной стороны одновре¬менно начинает двигаться навстречу.