Фундаментальное положение развивающейся психо¬логии о том, что весь комплекс поведения должен формироваться посте¬пенно от простого к сложному, оказался устаревшим. Это удивительно, но многие поведенческие реакции начинаются как сложные.
Истина состоит в том, что многие представления о новорожденных, кото¬рым мы традиционно верили, являются ложными. Мы неверно истолковы¬вали и недооценивали их способности. Они — не простые существа, а сложные изначально — маленькие создания с неожиданно мощным интел¬лектом.
Новорожденные знают больше, чем предполагалось. После своего рожде¬ния младенцу достаточно нескольких минут созерцания лица матери, что¬бы он мог выбрать ее из серии фотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже когда они одеты и их как-то перемещают, тог¬да как взрослые этого сделать не могут. Они любознательны и стремятся к обучению. Посмотрите, как четко координированы органы чувств при рож¬дении: глаза вместе с головой поворачиваются в направлении звука; руки поднимаются, чтобы защитить глаза от яркого света; с первого кормления новорожденные сосут грудь и дышат совершенно синхронно; они кричат и одновременно сучат ножками.
Период жизни до рождения также оказался хорошо описанным. С помощью магии электронного микроскопа, волоконной оптики и специальных линз, ультразвукового изображения, других приборов и лабораторных методов мы теперь имеем многоплановую картину физического развития ребенка до рождения. Эти открытия расширили наше понимание младенца, многих его талантов.
Неврологи описали последовательность развития центральной нервной си¬стемы. Например, исследования показали, что чувство вкуса начинает про¬являться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух — приблизи¬тельно с двадцатой недели. Начиная с восьми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязатель¬ная чувствительность. В течение беременности все органы чувств развиты, что позволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрос¬лому. Подобное развитие касается и органа зрения, что было обнаружено во время многочисленных экспериментов.
Множество научных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо знали родители и родители родителей: новорожденные действительно личности. Родительский восторг относительно способностей новорожденных рассматривался как проявление тщеславия, пристрастно¬сти или галлюцинаций и не принимался во внимание. Современные науч¬ные открытия подтвердили, что младенцы — социальные существа, кото¬рые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоя-тельно, отдавать предпочтения и изначально начинать свое воздействие на окружающих. Они способны к интеграции сложной информации из многих источников и, при небольшой подсказке со стороны близких, начинают приспосабливаться к окружающей среде и окружающую среду — к себе.