body

Меню сайта

Разум вашего новорожденного

 
Такое несчастье обрушивается на семью, когда один из ее членов теряет память из-за болезни мозга. Они долго не могут узнать близких родственников и помнить то, что им только что сказали. Поддержание родственных отношений с кем-то означает проведение в жизнь некоторых памятных историй. Запоминание своей соб-ственной биографии дает нам чувство самоощущения, чувство индивиду¬альности.
К счастью, у большинства из нас память функционирует нормально, и мы можем извлекать что-то новое из каждого опыта. Это означает, что мы учимся. Иногда мы учимся быстро, иногда медленно, но рано или поздно мы улавливаем и адаптируем свое поведение к тому, что запомнили.
Младенец легко может научиться показывать простой опыт с двумя соска¬ми. Новорожденным сначала давали соску, предварительно закрыв им гла¬за для ограничения доступа информации и активизируя чувство осязания. Одна соска была обычная, другую — узловатую с шишечками — они виде¬ли. Позднее, когда им показывали эти соски, младенцы дольше глядели на ту, которая была предложена в начале опыта, изученную путем прикосно¬вения и теперь оказавшуюся доступной зрению.
Когда вы держите своего ребенка, вы как бы сливаетесь с ним, и он изу¬чает ваши контуры. Секрет этого заключается в интеграции внутренних и внешних ощущений с памятью. В исследовании, проведенном в Женев¬ском университете в Швейцарии, женщин попросили поднять новорож¬денных младенцев в темноте, сохраняя при этом полную тишину. Младен¬цы становились более расслабленными и полностью приспосабливали себя к возникшему положению, когда их поднимали собственные мате¬ри, — то есть при отсутствии даже визуальных и слуховых сигналов мла¬денцы узнавали своих матерей. Как отмечалось в главе 2, младенцы узна-ют вашу уникальную грудь и запах подмышечной области уже на первой неделе после рождения.
В первые ваши совместные дни младенец будет изучать разницу между днем и ночью вместе с вами. Вы должны быть рядом с малышом, когда это происходит. Бостонская группа записывала проявление активности ново¬рожденных, которые находились в кроватках вместе с другими младенца¬ми в детской палате, и у тех, кто находился вместе со своими матерями. Дети, которые были вместе с матерями, запоминали разницу между днем и ночью и приспосабливали свой сон уже через три дня. Те младенцы, ко-торые оставались без матерей, не обнаружили этого даже через одиннад¬цать дней.
Конечно, ваш малыш изучает не только вас. Когда новорожденным предла¬гали графические рисунки лиц, двойные стрелки-указатели, усики и звез¬ды, они оказывались способными запомнить их. Четырехдневные младен¬цы очень часто рассматривают новые узоры, расположенные на известных им предметах. Даже недоношенные дети могут отличать цветовые оттенки от уже известных им ранее.
ОТКРЫТИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАТЬСЯ
Много формальных доказательств наличия знаний у младенцев получено из экспериментов, проведенных в психологических лабораториях в тече¬ние многих лет, однако они содержат некоторые неточности и ошибки.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz