body

Меню сайта

Легко ли быть папой?

 
Как же легко, оказывается, перечеркнуть 1 себе и в своем ребенке то, что копил годами!.. Чтобы это было невозможно, видимо, следует постоянно твердить себе: у твоего ребенка — СВОИ интересы, СВОЯ особая жизнь, и не надо ее копировать с чьей-то другой.
От невеселых размышлений меня отвлекла Ксенька, пришедшая ко мне с книжкой: «Папа, почитай!» «А почему сама не читаешь? — спрашиваю. — Ты же умеешь!» — «Не умею». — «Нет, неправда, умеешь!» Мне вдруг приходит в голову мысль — доказать ей это. Вспоминаю: у меня в портфеле лежит новый журнал «Колобок», забыл сразу отдать Ксеньке. Предлагаю ей игру — «Записки от Чум-Бурума». Заинтересовалась. Отправляю ее на кухню, сам быстро пишу пять записок крупными печатными буквами, разделяя слоги короткими черточками. Четыре записки прячу в разных местах, с пятой выхожу на лестничную площадку. Звоню. Ксенька открывает. «Здесь живет Чиброва Ксения? — спрашиваю. — Ей телеграмма из Березовки от Чум-Бурума». Вручаю записку. Ксенька бежит с ней на диван, устраивается в углу. Водит по буквам пальцем, шевелит губами. На чем-то споткнулась: «Пап, а это никак не разберу». Действительно, слишком длинное слово — пять слогов! Помогаю. Наконец, дочитывает и выясняет, «секрет» в следующей записке, а ока в маленькой комнате, под магнитофоном. Идет, приподымает магнитофон. Там на самом деле белеет листок бумаги. Разворачивает. Эта записка заставляет ее искать следующую... Минут через пятнадцать из последней записки она узнает: «секрет» лежит в папином портфеле. Открывает его и, сияя, извлекает журнал «Колобок».
Игра понравилась. Пришлось заготовить несколько комплектов записок, чтобы не запомнила наизусть. Во время третьей или четвертой игры я заметил: ее уже сам «секрет» интересовал мало (в этой роли побывали и ее старые игрушки, и конфетки, и яблоки). Одолев записку, она приговаривала себе самой: «Вот как быстро прочла!» И искала следующую. Ей стал интересен процесс преодоления! Она, видимо, после каждой записки чувствовала себя чуть-чуть иной, и это ощущение самостоятельного движения было теперь ее главным стимулом.
Но ведь так оно и должно быть в учении, именно так! Всегда так! Не результат (яблоко, конфетка или, допустим, оценка) главное в учебной деятельности ребенка, не похвала родителей, не желание самоутвердиться в среде сверстников престижными занятиями, а ощущение самостоятельного внутреннего движения и новый опыт руководства собой, воспитания в себе новых качеств.
Да иначе, не учитывая этого, и не удастся использовать возраст действительно больших возможностей, потому что они, возможности, убывают сразу же ровно настолько, насколько проявился здесь родительский (или воспитательский) нажим
...Я об этом пишу именно сегодня, потому что, придя с заботы, увидел Ксенька одна, в углу дивана, водя пальцем по строчкам и шевеля губами, читает Чуковского.

СЧАСТЛИВЕЕ НАС
Несколько слов о «второй натуре» и внутренней гармонии человека
Как нам хочется, чтобы дети были счастливее нас!
Мы спешим оснастить их знаниями и умениями, которые, по нашему представлению, есть непременное условие счастья.
 

 

 

 

 
Hosted by uCoz